1. Существует две системы мышления: Система 1 (быстрая, автоматическая) и Система 2 (медленная, требующая усилий и внимания). Например, при виде фото человека мы автоматически определяет эмоции на его лице, или, услышав слово на знакомом языке, автоматически переводим его, это Система 1. А вот посчитать 17х24, припарковаться в узком месте, или вспомнить столицы, начинающиеся на букву Н, это Система 2.
2. Система 2 требует концентрации внимания на задаче. А ресурс внимания конечен, поэтому, порой, отдавая все внимание Системе 2 на решение какой-либо задачи мы полностью отсекаем и не замечаем других вещей, Система 1 может отключиться. Например, видео, где нужно посчитать количество передач баскетболистами и посреди поля проходит горилла, гориллу многие не видят, я тоже не увидел. По этой причине за рулём при плотном трафике лучше не болтать.
3. Зрачки значительно расширяются при умственной работе. Это является индикатором передачи внимания Системе 2. В такие моменты человек может стать слеп к факторам, вне основной задачи.
4. У самоконтроля и мыслительных процессов Системы 2 общий ресурс. То есть, например, если попросить человека сознательно подавлять эмоциональную реакцию на вызывающий эмоции фильм (работа Системы 2), вероятней всего, если после этого предложить ему выбрать на десерт сладкий торт или здоровый фруктовый салат, он выберет торт, даже если был на диете. Тк ресурс системы 2 истощён и такие решения больше уходят на Систему 1, а она поддаётся желаниям типа поесть сладенького. А также, например держать темп в беге и умножать 18х24 проблематично, тк держать темп это тоже самоконтроль.
5. Умственная работа потребляет глюкозу как, например, мышечная в беге. Восполнив недостаток, можно восстановить работоспособность. Пример с судьями по УДО. Склонялись после еды к вынесению УДО на 65% чаще.
6. Система 1 даёт быстрые интуитивные ответы, а Система 2 постоянно их отслеживает и принимает или не принимает, и это требует усилий. Проверить насколько человек обычно идёт по пути наименьших затрат усилий (грубо говоря, насколько ленив), можно задав задачу про биту и мячик за 1 доллар и 10 центов. Система 1 импульсивна и интуитивна, а Система 2 способна к рассуждениям и осторожна, но у некоторых людей она ещё и ленива. Тест про биту и мяч хорошо показывает у кого ленива Система 2. Такие люди чаще склонны к ошибкам в суждениях, чаще поддаются искушениям, импульсивны, предпочитают 100usd сейчас, нежели 140usd через месяц.
7. Упражнения на контроль внимания влияют на навык самоконтроля. А также те, кто может контролировать внимание, может и контролировать эмоции. В детском возрасте это зависит от воспитания.
8. Проявлять уважение к мнению другого человека. Никогда не говорить, что он не прав. Не спорить с клиентом/супругой/оппонентом, не уличать его в некомпетентности, а быть дипломатичным.
9. Нежелание людей выводить частное из общего сравнимо лишь с их готовностью выводить общее из частного. Т.е. информация вида «удивительно, но лишь 20% людей делают это» не усвоиться при вопросе «он сделает это?», а если сказать «видишь его? Норм чел, но он не сделал», этот опыт удивления в частном случае гораздо сильнее осядет в памяти в будущем.
10. При обучении поощрение за улучшение результатов работает эффективнее, чем наказание за ошибки.
11. При предсказании между интуицией и формулой всегда отдаём предпочтение формуле. При выборе кандидата на работу прописывает до 6 главных качеств, пишем по несколько простых вопросов, ориентированных на факты из прошлого, и оцениваем ответ по 5-бальной шкале. Берём того, кто набрал больше баллов, а не кого говорит брать интуиция.
12. Прижизненный эпикриз. Если компании предстоит важное решение, собрать команду и объявить «Представьте, что мы попали в будущее. Мы внедрили план в существующем виде. Последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5-10 минут изложить историю катастрофы - как все произошло». Метод узаконивает сомнения, убирает излишний оптимизм.
2. Система 2 требует концентрации внимания на задаче. А ресурс внимания конечен, поэтому, порой, отдавая все внимание Системе 2 на решение какой-либо задачи мы полностью отсекаем и не замечаем других вещей, Система 1 может отключиться. Например, видео, где нужно посчитать количество передач баскетболистами и посреди поля проходит горилла, гориллу многие не видят, я тоже не увидел. По этой причине за рулём при плотном трафике лучше не болтать.
3. Зрачки значительно расширяются при умственной работе. Это является индикатором передачи внимания Системе 2. В такие моменты человек может стать слеп к факторам, вне основной задачи.
4. У самоконтроля и мыслительных процессов Системы 2 общий ресурс. То есть, например, если попросить человека сознательно подавлять эмоциональную реакцию на вызывающий эмоции фильм (работа Системы 2), вероятней всего, если после этого предложить ему выбрать на десерт сладкий торт или здоровый фруктовый салат, он выберет торт, даже если был на диете. Тк ресурс системы 2 истощён и такие решения больше уходят на Систему 1, а она поддаётся желаниям типа поесть сладенького. А также, например держать темп в беге и умножать 18х24 проблематично, тк держать темп это тоже самоконтроль.
5. Умственная работа потребляет глюкозу как, например, мышечная в беге. Восполнив недостаток, можно восстановить работоспособность. Пример с судьями по УДО. Склонялись после еды к вынесению УДО на 65% чаще.
6. Система 1 даёт быстрые интуитивные ответы, а Система 2 постоянно их отслеживает и принимает или не принимает, и это требует усилий. Проверить насколько человек обычно идёт по пути наименьших затрат усилий (грубо говоря, насколько ленив), можно задав задачу про биту и мячик за 1 доллар и 10 центов. Система 1 импульсивна и интуитивна, а Система 2 способна к рассуждениям и осторожна, но у некоторых людей она ещё и ленива. Тест про биту и мяч хорошо показывает у кого ленива Система 2. Такие люди чаще склонны к ошибкам в суждениях, чаще поддаются искушениям, импульсивны, предпочитают 100usd сейчас, нежели 140usd через месяц.
7. Упражнения на контроль внимания влияют на навык самоконтроля. А также те, кто может контролировать внимание, может и контролировать эмоции. В детском возрасте это зависит от воспитания.
8. Проявлять уважение к мнению другого человека. Никогда не говорить, что он не прав. Не спорить с клиентом/супругой/оппонентом, не уличать его в некомпетентности, а быть дипломатичным.
9. Нежелание людей выводить частное из общего сравнимо лишь с их готовностью выводить общее из частного. Т.е. информация вида «удивительно, но лишь 20% людей делают это» не усвоиться при вопросе «он сделает это?», а если сказать «видишь его? Норм чел, но он не сделал», этот опыт удивления в частном случае гораздо сильнее осядет в памяти в будущем.
10. При обучении поощрение за улучшение результатов работает эффективнее, чем наказание за ошибки.
11. При предсказании между интуицией и формулой всегда отдаём предпочтение формуле. При выборе кандидата на работу прописывает до 6 главных качеств, пишем по несколько простых вопросов, ориентированных на факты из прошлого, и оцениваем ответ по 5-бальной шкале. Берём того, кто набрал больше баллов, а не кого говорит брать интуиция.
12. Прижизненный эпикриз. Если компании предстоит важное решение, собрать команду и объявить «Представьте, что мы попали в будущее. Мы внедрили план в существующем виде. Последствия оказались катастрофическими. Просим вас за 5-10 минут изложить историю катастрофы - как все произошло». Метод узаконивает сомнения, убирает излишний оптимизм.
февраль 2024