Прочитал 13 книг списком обложками

  • 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности

    Стивен Р. Кови

    Четыре типа автобиографических ответов

    Первая и наименее эффективная стадия — это повторение содержания. Этой технике обучают на занятиях по «активному» или «рефлексивному» слушанию. Если эта техника не опирается на уже построенные отношения и не соответствует вашему характеру, то она часто обижает людей и приводит к тому, что они «закрываются». Но, тем не менее, мы называем эту технику первой стадией эмпатического слушания, поскольку она, по крайней мере, побуждает вас слушать.

    Повторить содержание легко. Вы просто слушаете слова, произносимые другим человеком, и повторяете их. Ваш мозг при этом может практически бездействовать.

    — Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
    — Тебе это надоело. Ты считаешь, что школа никому не нужна.

    Вы попросту повторили то, что было сказано. Вы не оценивали, не выпытывали, не советовали и не интерпретировали. Вы продемонстрировали сыну свое внимание к его словам. Но для того, чтобы понять, этого мало.


    Вторая стадия эмпатического слушания — перефразирование содержания.

    Эта техника чуть более эффективна, но по-прежнему ограничена тем, что связана только с вербальным общением.

    — Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
    — Ты больше не хочешь ходить в школу.

    На этот раз вы передаете содержание сказанного вашим сыном своими собственными словами. На этот раз вы думаете о том, что было сказано, используя для этого левое — логическое — полушарие мозга.


    На третьей стадии включается ваше правое полушарие. Вы отражаете чувства.

    — Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
    — Ты чувствуешь сильное разочарование!

    Теперь вы не столько уделяете внимание тому, что говорит ваш сын, сколько тому, что он при этом чувствует.


    Четвертая стадия совмещает в себе вторую и третью. Вы перефразируете содержание и отражаете чувства.

    — Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа!
    — Ты чувствуешь сильное разочарование в связи со школой.

    Разочарование — это чувство; школа — это содержание. Вы используете оба полушария своего мозга, чтобы понять обе стороны обращения к вам вашего сына.

    Когда вы пользуетесь четвертой стадией эмпатического слушания, происходит нечто невероятное. Поскольку вы искренне стремитесь понять, Поскольку вы перефразируете содержание и отражаете чувства, вы предоставляете человеку психологический кислород. Кроме того, вы помогаете ему разобраться в собственных мыслях и чувствах.

    По мере того как растет его уверенность в вашем неподдельном желании выслушать и понять, барьер между тем, что происходит у него внутри, и тем, что он сообщает вам, рушится. Открывается канал связи между вашими душами. Уже нет различия между тем, что он думает и чувствует, и тем, что он вам говорит. Он начинает доверять вам свои самые сокровенные чувства и мысли.

    — Ну все, пап, надоело! Кому нужна эта школа! (Мне надо с тобой поговорить, привлечь к себе твое внимание.)
    — Ты чувствуешь сильное разочарование в связи со школой. (Верно! Именно это я и чувствую!)
    — Ну, конечно! Никакой пользы нет от этой учебы! Бестолковая потеря времени!
    — Ты считаешь, что школа не приносит тебе никакой пользы. (Дай подумать, это ли я имею в виду на самом деле?)
    — Ну… в общем… Я не научился ничему такому, что было бы полезно в жизни. Джо, например, бросил школу. Теперь чинит автомобили. Кучу денег заколачивает. Вот это дело!
    — Ты считаешь, что Джо сделал правильный выбор. (Ну, как сказать…)
    — Ну, более или менее… Ведь он уже сейчас зарабатывает деньги! Правда, вполне возможно, что через пару лет он будет кусать локти.
    — Ты считаешь, Джо почувствует, что принял неверное решение?
    — А как же! Посмотри, от чего он отказался. Ведь без образования в нашем мире далеко не уедешь.
    — Образование — вещь важная.
    — Конечно! Ведь без диплома ты не получишь хорошую работу и не поступишь в колледж. Что тогда делать? Образование просто необходимо.
    — Образование важно для твоего будущего.
    — Вот-вот! И… Знаешь, есть у меня одна серьезная неприятность. Только, пожалуйста, маме не говори, ладно?
    — Ты не хочешь, чтобы об этом узнала мама.
    — Ну, не то чтобы не хочу… В общем, я думаю, ты можешь ей сказать. Она и сама все равно узнает. Так вот, сегодня я проходил тест по чтению. И, знаешь, папа, мне сказали, что я на уровне четвертого класса! Четвертого! А я ведь уже почти выпускник!

    Как все меняет истинное понимание! Никакой совет — даже самый ценный и добрый — гроша ломаного не стоит, если мы не добрались до реальной проблемы. А мы никогда и не сможем до нее добраться, если будем находиться в плену своей собственной биографии и своих собственных парадигм, если не снимем своих очков, чтобы взглянуть на мир с точки зрения другого человека.

    — Пап, я наверняка провалюсь на экзамене. Я подумал, что, если я все равно провалюсь, может быть, мне тоже стоит бросить школу. Но мне бы этого не хотелось.
    — Ты чувствуешь неуверенность. Тебе надо принять верное решение.
    — Как ты думаешь, папа, что мне делать?

    Стремясь сначала понять, отец на наших глазах обратил транзактное взаимодействие в возможность трансформирующего взаимодействия. Вместо поверхностного, для «галочки», общения, он создал ситуацию «Б» которой теперь может производить трансформирующее воздействие не только на своего сына, но и на свои отношения с ним. Отставив в сторону свой опыт и стремясь по-настоящему понять, отец сделал огромный вклад на Эмоциональный Банковский Счет и способствовал тому, чтобы сын — слой за слоем — открылся перед ним и рассказал о проблеме, которая его действительно тревожит.

    Теперь отец и сын находятся по одну сторону стола и вместе решают возникшую проблему, вместо того, чтобы, находясь по разные стороны стола, видеть проблему друг в друге. Сын сам просит отцовского совета, основанного на его жизненном опыте — на его автобиографии.

    Но даже получив право на совет, отец должен оставаться чувствительным к реакции сына. Пока ответные реплики сына основаны на логике, отец может эффективно задавать вопросы и давать советы. Но едва реакция становится эмоциональной, отец должен вернуться к эмпатическому слушанию.

    — Что ж, я думаю, у меня есть идея, которая тебя может заинтересовать.
    — Какая идея?
    — Что если попробовать подтянуться по чтению? Может быть, в технической школе есть специальные обучающие программы?
    — Я уже узнавал. Там в течение недели надо заниматься два дня по вечерам и еще целую субботу! Это же так много!
    Уловив в словах сына эмоцию, отец возвращается к эмпатическому слушанию.
    — Тебе кажется, что это слишком высокая цена.
    — К тому же, папа, я пообещал шестиклассникам, что буду их тренером.
    — Ты не хочешь их подвести.
    — И потом вот еще что, папа! Если бы я был уверен, что эти занятия мне помогут, я бы торчал там все вечера напролет. Я бы тогда нашел шестиклассникам другого тренера.
    — Ты очень нуждаешься в помощи, но сомневаешься в том, что эти занятия тебе помогут.
    — Пап, а как по-твоему, помогут?

    Сын снова стал открытым и логичным. Он снова обращается за советом к автобиографическому опыту своего отца. У отца опять появляется возможность влиять и трансформировать.

    Иногда бывает, что для трансформирования совет со стороны даже не требуется. Когда людям предоставляется реальная возможность открыться, они — в ходе общения — часто сами распутывают свои проблемы и находят их решения.

    В других случаях людям на самом деле нужно новое видение проблемы и поддержка со стороны. Главное — искренне желать человеку добра, слушать его с эмпатией, дать ему возможность подойти к проблеме и ее решению в естественном для него темпе, не торопя его. Снимать слой за слоем — как шелуху с луковицы, пока не доберешься до спрятанной внутри нежной сердцевины.

    Когда людям больно и вы слушаете их с неподдельным желанием понять, просто поразительно, до чего быстро они открываются перед вами! Они сами этого хотят. Дети очень нуждаются в возможности открыться, причем в большей степени перед родителями, чем перед сверстниками. И они откроются, если почувствуют, что родители будут любить их безусловной любовью и после этих признаний не осудят их и не будут смеяться над ними.

    Если вы без лицемерия и задней мысли действительно стремитесь к искреннему пониманию, то придет время, когда вы будете буквально ошеломлены тем чистым потоком понимания, который хлынет на вас со стороны другого человека. Для эмпатии даже не всегда нужно говорить. Бывает, что слова могут оказать вам медвежью услугу. В этом и заключается одна из важнейших причин, почему нельзя полагаться на одни технические приемы. Этот вид понимания выше всяких приемов. Изолированная техника способна очень сильно помешать.

    Я так подробно остановился на технике эмпатического слушания, потому что техника — важная часть любого навыка. Мы должны уметь. Но все же я повторю: никакие приемы или техники, которые мы умеем применять, не будут эффективными, если они не будут основаны на искреннем желании понять. Люди противятся всякой попытке манипулировать ими. При общении с людьми, которые вам близки, очень полезно бывает рассказать им о своих намерениях:

    — Я читаю книгу об умении слушать и об эмпатии, и я подумал о наших с тобой отношениях. Я понял, что не слушал тебя, как надо. Но я хочу это изменить. Это трудно для меня. Иногда, наверное, будут и срывы, но я буду стараться. Мне очень дороги наши отношения, и я хочу понимать тебя. Надеюсь, ты мне поможешь.

    Подтверждение ваших намерений — это огромный вклад.

    Но если вы неискренни, не стоит даже и пытаться. Это может привести к тому, что вызванные вами открытость и незащищенность другого человека обернутся для вас плохими последствиями, когда он поймет, что вам на самом деле все равно, вы и слушать-то особо не хотели, а он разоткровенничался, открыл душу и был оплеван. Техника — верхушка айсберга — должна иметь под собой мощную основу в виде характера.
    ноябрь 2012
  • Доставляя счастье. От нуля до миллиарда. История создания выдающейся компании из первых рук

    Тони Шей

    В Zappos мы не измеряем время звонков (самый длинный телефонный разговор длился почти шесть часов!) и не пытаемся продавать больше. Нам нужно только, чтобы оператор сделал для каждого клиента все возможное. У нас нет стандартных текстов, потому что мы доверяем нашим сотрудникам и предлагаем им использовать собственные аргументы, общаясь с тем или иным покупателем. Мы хотим, чтобы в ходе каждого разговора операторы личностно раскрывались и создавали персональный эмоциональный контакт (внутри компании мы сокращенно называем его ПЭК) с собеседником.
    Еще один пример использования телефона в деле создания бренда – это ситуация, когда клиент звонит в поисках обуви определенного типа и определенного размера, отсутствующей в данный момент на складе. В таком случае каждый оператор должен найти как минимум три сайта-конкурента и, если на каком-то из них требуемый товар оказывается в наличии, направить туда покупателя. Очевидно, что в этом случае мы теряем деньги. Но мы не пытаемся максимизировать сумму каждой сделки. Вместо этого мы пытаемся выстроить долгосрочные отношения с каждым клиентом с помощью каждого звонка.

    Я помню, как несколько лет назад я оказался в Санта-Монике, штат Калифорния, на конференции по продажам, которую устраивала корпорация Skechers. После бурного вечера в баре наша небольшая компания собралась в чьем-то номере, чтобы перекусить. Моя знакомая из Skechers нашла в меню службы сервиса в номерах пиццу «Пепперони» и попыталась ее заказать, но с разочарованием выяснила, что отель не доставляет блюда после одиннадцати вечера. Мы опоздали на несколько часов.

    Мы все были навеселе, и кто-то в шутку предложил ей заказать пиццу в Zappos. Она приняла вызов и, набрав номер и включив спикерфон, стала объяснять очень терпеливому оператору Zappos, что она остановилась в отеле Санта-Моники, что умирает от желания съесть пиццу «Пепперони», что служба сервиса отеля уже не доставляет горячие блюда и что она хочет знать, чем ей может помочь Zappos.

    Оператора Zappos вначале немного смутил этот звонок, но затем служащая пришла в себя и попросила немного подождать. Через две минуты она назвала нам пять ближайших мест в районе Санта-Моники, которые еще были открыты и где можно было найти пиццу в это время.

    Честно говоря, я немного колебался, включать ли эту историю в книгу, потому что вообще-то не хочу, чтобы все читатели начали звонить в Zappos и заказывать пиццу. Просто я подумал, что это прикольная история, иллюстрирующая, как здорово не иметь стандартных текстов в колл-центре и делегировать оператору полномочия определять, что хорошо для вашего бренда, вне зависимости от того, насколько необычна или причудлива ситуация.

    А что же моя знакомая из Skechers? После того телефонного звонка она стала нашей постоянной клиенткой.

    ----

    В конце концов сформировался окончательный перечень из десяти ключевых ценностей, которым мы пользуемся и по сей день.

    1. Вызывать «вау!»-чувство нашим обслуживанием.
    2. Принимать и поощрять изменения.
    3. Создавать веселую и немного необычную атмосферу.
    4. Любить приключения, творчески и нешаблонно мыслить.
    5. Приветствовать рост и обучение.
    6. Строить открытые и честные отношения посредством обмена информацией.
    7. Создавать позитивный командный дух и семейную обстановку.
    8. Делать больше меньшими средствами.
    9. Быть увлеченными и решительными.
    10. Быть скромными.
    август 2012
  • Черный лебедь

    Нассим Николас Талеб

    Эффект индюшки. 1000 дней кормежки не означают корм на 1001-й. Н 1001-й день ее могут просто съесть. Думайте, использовать ли данные прошлого для прогнозирования будущего.

    История не течет, но движется скачками. Например, за 50 лет жизни фондовых рынков большинство прибыли было генерировано в течении 10 дней.

    Разум постфактум обосновывает практически все (и вносит ретроспективное искажение). Мы не выносим разрозненных фактов.

    Прибегает один менеджер к другому (такой взволнованный, запыхавшийся)
    - Там Вася в лифте застрял!!! Дай сто рублей!!
    - Не вижу связи....
    - А и не надо. Вася в лифте - это факт, сто рублей - это просьба


    В примитивной среде важное всегда осязаемо (все осязаемое мы любим)

    А лучшая оправа уверенности - предельная вежливость и дружелюбие, которые позволяют манипулировать людьми, не обижая их

    Если мы хотим изучить природу и причины успеха, то надо изучать неудачи, а не победы. (Пример: эволюция - это серия проб, одни из которых удачны, другие нет. Нам известны только удачные)

    Судьбу любой социальной истории определяет ее заразность, а не ее обоснованность
    июль 2012
  • К черту все! Берись и делай!

    Ричард Брэнсон

    - Берись и делай
    - Думай "да", а не "нет"
    - Бросай себе вызов
    - Ставь перед собой цели
    - Живи весело
    - Стремись изменить мир
    - Твердо стой на собственных ногах
    - Будь верен людям
    - Живи полной жизнью
    июль 2011
  • Я был нищим - стал богатым. Прочитай, и ты тоже сможешь

    Владимир Довгань

    На моих часах – четыре часа утра, большинство людей в это время спят, но я не могу тратить время на сон. Я очень спешу. У нас с вами нет лишних часов жизни, которые можно взять и убить. Жизнь всегда коротка, даже если ты прожил 120 лет. Никто никогда не скажет, что не хотел бы прожить еще хотя бы минутку, еще часок, еще годик. Не теряйте времени на пустую жизнь, на бездумное времяпровождение!

    Жизнь слишком большое сокровище, чтобы разбазаривать ее по пустякам. Я очень хочу передать вам все те знания, которые помогут вам прожить ее с максимальной полнотой, как самый лихо закрученный роман.

    -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Дорогой друг, дорогая звездочка! Улыбнись! Распрями плечи! Дыши полной грудью! Пусть это будет длиться всего лишь минуточку. Значит, я уже пишу эту книгу не зря.

    Итак, дорогой читатель, даю вам одиннадцать советов, чтобы вы как можно скорее научились общаться эффективно!

    Первый совет: улыбайтесь!

    Второй совет: ваша спина всегда должна быть прямой.

    Третий совет: забудьте о бегающих глазах.

    Четвертый совет: соблюдайте комфортную для вашего собеседника дистанцию.

    Пятый совет: делайте комплименты

    Шестой совет: при разговоре не перекрещивайте руки и ноги.

    Седьмой совет: говорите телом.

    Восьмой совет: будьте прекрасным слушателем.

    Девятый совет: чаще произносите имя своего собеседника.

    Десятый совет: копируйте собеседника.

    Одиннадцатый совет: определите тип вашего собеседника.
    июнь 2011