Прочитал то ли первую, то ли основную (по их внутренней классификации) книгу создателя клуба этнопрактик "Инби", где я занимаюсь багуа и не только.
Поводом к чтению стало мое знакомство ЧОМом, которому предшествовало длительное обсуждение с Игорем внешней коммуникативной ситуации клуба. Обсуждалось вот что: как во внешней коммуникации одновременно передавать суть того, чем является "Инби", то есть указывать на подлинную суть практик, и одновременно с этим заниматься популяризацией этих практик (и вообще темы собственного развития) и привлекать в клуб новых людей. Я видел (и сейчас вижу) это как проблему.
И вот книга эта – как раз пример такого высказывания вовне, "в культуру", того, чем ЧОМ занимается и что пытается реализовать. И именно в таком контексте я ее и читал: как некоторое сокровенное высказывание ЧОМа. Поэтому приходится отдельно обсуждать две вещи: форму высказывание и его содержание.
По форме это такой типичный Пелевин-стайл. Какая-то псевдофилософская и псевдоэзотерическая художественная муть. По-моему, без попадания в специфическую ситуацию (типа вот моей), вычитать оттуда что либо осмысленное практически невозможно. Эзотерическая заумь, второсортный Пелевин, какой-то эклектический набор символов и размышлений. По-моему, если стояла задача что-то определенное до читателя донести, то она успешно провалена. Даже если читатель пошел дорогой чтения, его целиком поглощает форма, содержание оттуда хрен вычленишь.
Содержательно же книга о необходимости и возможном подходе к собственному развитию человека. О том, что человек сегодняшний утратил умение увязывать тело, сознание и энергетику, утратил умение осознанно и концентрированно работать над их развитием. В книге, собственно, это человеческое неведение демонстрируется, и осуществляется попытка дать указание на способ, каким можно к подлинному развитию подступиться. Но по факту способ не передается, передается лишь ощущение его принципиальной нужности и возможности.
Думаю, такие вещи надо излагать в каком-то другом языке. На досуге или с соответствующей оказией я попробую некоторые наметки к такому языку построить, написав что-то вроде статьи про ЧОМа, "Инби" и прочую его активность. Во внешней коммуникации им с необходимостью нужен какой-то понятный язык. Это, конечно, мое субъективное мнение.
Дальше я попробую почитать какие-нибудь конкретные книги ЧОМа, описывающие определенные практики. Его философические тексты пока отложим.
апрель 2009